По итогам 2025 года Россия остаётся в ряду крупнейших мировых производителей золота, увеличивая добычу все последние годы. Золотой запас России оценивается в 245 млрд долларов и является пятым в мире. Но самое невероятное – это колоссальный взлёт мировых цен на золото за последний год, который аналитики связывают с ослаблением доверия к доллару как средству накопления. А ослабло оно из-за Дональда Трампа: инвесторы полагают, что затеянные президентом тарифные войны выйдут боком американской экономике.
Их поменяли местами
С начала 2025 года золото подорожало аж на 65%. Был момент, цена взлетала выше 5600 долларов за тройскую унцию, к февралю 2026-го успокоившись в коридоре 5–5, 1 тыс. баксов. Сильнее за последние полвека стоимость золотишка росла лишь один раз – в 1979 году на 126%, до пика выше 850 долларов в январе 1980 года. Тогда взлёт был связан с ростом мировой инфляции на фоне энергетического кризиса, вызванного иранской революцией, и геополитического обострения после ввода советских войск в Афганистан. Сегодня причины схожие – экстравагантная внешняя политика Трампа вызвала на рынках турбулентность, от которой многие бегут в надёжный актив. Для сравнения, в 2013–2018 годах цены плавали в диапазоне 1050–1350 долларов за унцию.
С далёкой древности золото было главным средством накопления богатства. Но с началом промышленной революции в 1760-е годы богатство стало измеряться не в золоте, а в деньгах. Источник основных состояний – это доли в различных бизнесах. Однако деньги представляют собой лишь обязательства центробанков. Как только доверие к ним под угрозой, в ход идут иные платёжные средства – вплоть до оплаты за труд продуктами питания. Репутация золота куда надёжнее – оно полностью не обесценивалось никогда и нигде.
После войны до 1970-х мир жил на основе Бреттон-Вудской валютной системы, стоящей на золотом стандарте: курсы валют были привязаны к доллару, а тот – к золоту. Система рухнула, когда США не смогли соблюдать стандарт: например, Франция отправила в Штаты больше долларов, чем американцы могли обменять ей на золото. Именно центробанки активнее всех скупают слитки, а на их хранилища приходится примерно пятая часть всего добытого в мире драгметалла.
Когда в экономике и на рынках всё хорошо, золото может годами почти не расти или даже дешеветь. Но в трудные времена многие вспоминают про золото – во время ипотечного кризиса 2008 года или в пандемию 2020-го цена пробивает потолок. Арест российских валютных резервов в Европе в 2022 году подбросил дровишек – многие страны перестали видеть в западных странах надёжное хранилище и сочли золото в собственном сейфе более разумным. Когда в начале 2025 года Трамп повёл атаку на руководство Федеральной резервной системы, бизнес по-настоящему запаниковал: а что, если следующий глава ФРС будет лоялен Белому дому? Ведь независимость ФРС – основа ответственной политики и надёжной валюты. Общий мировой спрос на золото в 2025 году впервые перевалил за 5 тыс. тонн. В нынешних ценах это 555 млрд долларов.
Золото и другие драгоценные металлы неожиданно стали похожи на криптовалюты. Для раскрутки биткоина использовался образ «цифрового золота», в который можно уйти для защиты от рисков на финансовом рынке. Но вышло наоборот: скачки котировок биткоина таковы, что он ассоциируется не с уходом от риска, а с самим риском. Кто бы мог подумать, что и золото способно на такие скачки. Инвесторы всё чаще верят, что надулся пузырь, который обязательно схлопнется. А на рынке ожидания игроков сильно влияют на реальные колебания цены. Всё-таки золото не должно так колбасить. Его роль на протяжении веков была совсем иной.
Вторичное богатство
России суматоха с ценами на золото скорее на руку. Вопреки прогнозам, санкции не обрушили российскую золотодобычу. Она не просто растёт, а даже опережает темпы, заложенные в «Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года». Отрасль обладает высокой концентрацией производства: среди 658 золотодобывающих компаний 85% добычи приходится на 90 лидеров, добывающих свыше половины тонны золота в год.
Точных официальных цифр по добыче за 2025 год ещё нет, но оценки крутятся вокруг 345 тонн. Сегодня производство золота ведётся в 26 регионах России, но 85% добычи приходится на Красноярский и Хабаровский края, Иркутскую, Магаданскую и Амурскую области, Якутию и Чукотку. Здесь расположены крупнейшие месторождения золота в стране – Олимпиада, Благодатное, Павлик, Албазинское. Дальний Восток сегодня – самый дотационный макрорегион в РФ, который только добычей ресурсов и может наращивать доходную часть бюджета, не завися от дотаций центра.
С одной стороны, добыча золота в стране достигла исторического максимума (при Сталине, например, добывали в районе 100 тонн – в 3, 5 раза меньше), но с другой – поступали тревожные данные об истощении запасов золота, которые могут закончиться через 10–15 лет. Пять лет назад глава крупнейшей в стране золотодобывающей компании «Полюс» Павел Грачёв заявил о рисках столкнуться с недостатком сырья «на горизонте 10–20 лет». Извлекаемые российские запасы, по его мнению, – это 7, 5–8 тыс. тонн золота с учётом нерентабельных месторождений, для освоения которых никогда не найдётся средств. Однако в 2025 году «Росгеология» пополнила извлекаемые запасы золота в России более чем на 600 тонн. Получается, прирост подтверждённых запасов за год почти вдвое превысил добычу.
Несколько лет назад правительство РФ вынашивало планы резкого увеличения добычи золота за счёт привлечения старательских артелей. Дескать, пусть мужики, как в старину, моют на речках золотишко и имеют шанс разом сказочно разбогатеть. На Колыме ещё несколько лет назад возрождено старательство: каждый местный житель может добывать россыпное золото на участке общей площадью в 15 га, запасы золота на котором не должны превышать 10 килограммов. При этом нельзя проводить взрывные работы, использовать машины и оборудование, заключать договоры с подрядчиками. А контроля и бюрократических преград становится всё больше.
Поэтому старательские артели по всей России ежегодно добывают не более 1–2% общего объёма. Председатель Союза старателей Виктор Таракановский сетует, что старатели не поддерживаются государством, в имперский и советский периоды освобождавшим их от всех видов налогов. Тогда власти даже авансировали им добычу россыпного золота и финансировали поисковые работы. Как следствие, если при СССР добыча россыпного золота составляла 85% от общего объёма, то в последние годы – не более 15%. Более 70% презренного металла добывается на больших карьерах как открыто, так и в шахтах.
Мировым лидером по добыче сегодня является Китай – чуть больше 400 тонн в год с учётом переработки чужих концентратов, в том числе получаемых из России. Таракановский считает, что к 2034 году Россия должна добывать 450 тонн золота в год. Однако сегодня 90% золотодобычи – это отработка наследия Советского Союза. Лёгкие руды, добываемые при СССР, заканчиваются, а для упорных руд требуются другие технологии и средства на проведение геологоразведочных работ. Для стимулирования разведки надо вернуть налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Сегодня в отрасли остаётся не более 25% выпускников профильных вузов, не хватает не только инженеров, но и рабочих. Тех самых старателей, которые во время Второй мировой войны имели бронь от призыва, как и рабочие важнейших оборонных заводов.
Центробанки увеличили закупки золота очень вовремя. Рынок на Западе начал проседать из-за давления «зелёных» на ювелирную отрасль, где используется 36% мировой добычи. Экологов беспокоит, что среднестатистическая европейская семья хранит дома 15 г золота в виде украшений – столько добывают из двух-трёх тонн руды. К тому же лишь 10–20% электронного мусора перерабатывается, а остальное уходит на свалки вместе с драгметаллами. Из миллиона старых мобильных телефонов можно извлечь 35 кг чистого золота. Всё это, разумеется, наносит вред окружающей среде.
Поэтому «зелёные» пропагандируют «этичное потребление». То есть молодец тот, кто не хранит золото дома, а продаёт его на рынок, чтобы избыток предложения сократил добычу по всему миру. Как следствие, ювелирные компании реже покупают «неэтичное золото» у добытчиков, обещая вскоре полностью перейти на переработанные драгметаллы. Но банки продавить не так просто.
Источник: